Гостиничный бизнес Италии всегда отличался высокой доходностью, так как эта страна является одним из любимейших направлений для отдыха туристов со всего мира. Доля туристического сектора составляет 13% в отличие от других европейских стран (10%). Давайте рассмотрим особенности развития отельного рынка Италии за последние 50 лет.
Первое место в Европе по количеству отелей
Италия занимает первое место в Европе по количеству гостиниц – 33 166 и номерного фонда – 1 091 000 (из источника ИСТАТ за 2019 год). Следом идет Германия (952 и 33061), Испания (916 и 19524) и Франция (656 и 18424).
За этот же период замечен рост иностранных граждан, прибывающих в отели от 100% (2008) до 120% (2018), тогда как число внутренних туристов остается стабильным.
Италия как самое популярное направление туризма
Ниже приведены данные, согласно которым Италия, Испания и Франция являются самыми востребованными направлениями Европы по количеству проведенных ночей в отелях среди резидентов и нерезидентов.
- Италия – нерезиденты 199 млн., резиденты 196 млн.
- Франция – нерезиденты 123 млн., резиденты 273 млн.
- Испания – нерезиденты 278 млн., резиденты 147 млн.
Кризисные периоды в отельном секторе Италии
Согласно источникам UNWTO, в период с 2000 до 2020 наблюдались три самых масштабных спада по числу прибывающих в отели гостей:
• В 2003 из-за SARS зарегистрирован спад -3 млн (-0,4%);
• В 2009 глобальный экономический кризис -37 млн (-0,4%);
• В 2020 COVID-19 самый большой спад за всю историю: -290/440 млн (-20/30%);
За 2016-2017 года наблюдается прирост гостиничных структур и номерного фонда, в особенности отелей класса люкс (отели +8%, номера +6%). Такой же прирост за наблюдается в объеме номерного фонда (+0,4%) в 2018 году.
Гостиницы Италии с 2006 по 2016
В Италии с 2006 по 2016 наблюдается значительный прирост по количеству городских гостиниц, а распределение отелей и номерных фондов в этот период происходило следующим образом:
В 2006
Городские отели Art – business – H 16,3% – R 21,1%
Морские отели S&B – 27,8% — R 31,6%
Термальные отели Spa thermal – H 5,0% — R 6%
В 2016
Городские отели Art – business – H 17,5% – R 22,3%
Морские отели S&B – 26,9% — R 30,2%
Термальные отели Spa thermal – H 4,2% — R 5,0%
Наиболее востребованные категории отелей
За 2019 год самыми востребованными среди туристов стали категории 3-4 звезды, на которые пришлось 80% от общего количества ночей. Распределение по категориям в этот период было следующее:
- 3 звезды – нерезиденты 46 млн, резиденты 63 млн.
- 4 звезды – нерезиденты 68 млн, резиденты 53 млн.
- 1-2 звезды за последние 10 лет находятся в прогрессивном падении;
- В сегменте отелей класса люкс (гостиницы 5 звезд и бутик-отели) произошел активный рост.
Сетевые гостиницы (отели) Италии
За последние годы наблюдается постоянно растущий интерес иностранных брэндов к Италии. Согласно исследованиям, проведенным в источнике Horwath HTL, сетевые отели в этой стране занимают всего лишь 4,8% рынка (1584). В данный момент в Италии присутствует около 227 различных брендов.
По данным того же источника, за период 2013-2019 зарегистрирован рост сетевых отелей на 29,6%, тогда как за аналогичный период зарегистрирован их спад, работающих по франшизе -24%.
В 2019 году 66% сетевых предприятий гостеприимства принадлежали итальянским брендам. Остальные 33,6% – иностранным владельцам. Сетевые отели в основном концентрируются в крупных городах (business), городах искусства (art) и на юге Италии (resort).
Сетевая принадлежность сильно варьируется между категориями:
- 1 из каждых 2 номеров в пятизвездочном рейтинге принадлежит к сетевым отелям;
- 1 из каждых 3 номеров относится к категории 4 звезды;
- Только 5% номерного фонда в 3-х звездочных отелях принадлежат сетям;
- Практически все от 1 до 2 звезд не относятся к сетевым предприятиям.
Модели владения и управления отелями
В Италии модели владения и управления отелями сильно отличаются от общепринятых иностранных, например, США и Европы.
Гибридные модели гостиничных структур
Кроме отельных структур в последние годы активно внедряются новые гибридные модели:
- Dual Brand hotel – отель разделенный на две части – номера и апартаменты;
- Aparthotel Student house – комплекс сервисных апартаментов с ресепшен и ограниченным сервисом;
- Condohotel – смесь кондоминиума и отеля;
- Fractional ownerships – собственность может быть поделена между несколькими собственниками;
- Serviced and branded apartments – сервисные апартаменты для краткосрочной аренды под брэндом отеля;
- Serviced and unbranded apartments – сервисные апартаменты без брэнда и ресепшен в собственности частных лиц;
- Branded residences
Таким образом, рынок гостиничной недвижимости Италии отличается самым большим в Европе номерным фондом – 30 000 предприятий; наличием преимущественно небольших отелей 30/50 номеров, управляемых самими владельцами; ростом доли сетевых гостиниц; ростом сегмента бизнес/люкс; снижением доли отелей 1-2 звезд и других недорогих структур; внедрением новых гибридных моделей гостиничных структур.
Все это делает рынок гостиничной недвижимости Италии наиболее привлекательным для инвесторов.
АН Треви Элит оказывает полный комплекс услуг по подбору, экспертизе и правовому сопровождению сделок по купли-продажи отелей в Италии.